Новости

Стратегия «умного» предприятия: растить из кейса или доставать из «коробки»?

На цифровом форуме ITSFClub 2021, проходившем недавно в Казани, обсуждался широкий круг ИТ-вопросов. Одной из ключевых тем стала цифровая трансформация бизнеса. Оцифровке бизнес-процессов уделили время на дискуссионной панели с участием министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрата Хайруллина. Та же тема не раз всплывала в выступлениях приглашенных экспертов. Но наиболее пристально SMART-системы управления технологического предприятия рассматривали на тематическом круглом столе с модераторами Кириллом Меньшовым (старший вице-президент по ИТ ПАО «Ростелеком») и Сергеем Кощеевым (главный редактор ООО «Реальное время»).

Умом предприятие не понять?

Разговоры о SMART-производствах ведутся порядка десяти лет, с тех пор как разработана концепция «Индустрия 4.0», или «четвертой промышленной революции». Сегодня многие компании берут курс на массовое внедрение информационных технологий в промышленность, повышенную автоматизацию процессов и применение искусственного интеллекта. Но вот само определение «умного» предприятия пока довольно расплывчато.
Участники круглого стола в рамках ITSFClub 2021 — ключевые игроки российского ИТ-рынка — начали обсуждение именно с конкретизации термина.

«Умная» остановка с табло, показывающим время прибытия транспорта, — еще не «умный» город. Хотя само по себе начинание это отличное», — предложил договаривать на примерах руководитель департамента системной интеграции компании ICL Рим Халитов. Он добавил, что город можно считать достаточно «умным», если там реализован целый комплекс мер, включая те же «умные» остановки.

Применительно к производству определения оказались еще более размытыми. Присутствующие согласились, что в диагностике можно опираться на шкалы зрелости предприятия, но и тут достаточно много спорных моментов.

«Если 30% процессов предприятия автоматизировано — его уже можно считать «умным» или только стремящимся стать таковым? А если 50% бизнес-процессов отлажены и работают без ручного управления — мы имеем дело с «умной» компанией?» — предложил свои градации директор по автоматизации компании ООО «УК «Шешмаойл» Александр Усмаев.

По мнению его коллег, в условиях постоянных изменений объемы задач и потребность в автоматизации будут только расти и тотальная цифровизация наступит не одномоментно. Внедрение ИТ-практик, отвечающих запросам рынка и внутренним потребностям компании, и есть путь к SMART-предприятию. Впрочем, встречаются и тупики, в которые лучше не заходить.

Цифровизация ради цифровизации

Один из участников поделился кейсом, слушая который, его коллеги понимающе кивали. На строительном предприятии установили программу — опознаватель лиц для пропуска сотрудников на объекты. Тогда эта технология только появилась, и руководство пожелало быть в тренде. Острой необходимости в таком ПО не было, но средства легко изыскались в ущерб более насущным вопросам. В итоге программа работает с перебоями, так как часть персонала ходит в строительных касках, сварочных масках и других аксессуарах, мешающих «считывать» информацию с лица.

Как выяснилось, подобных примеров, увы, немало. Продукты, отлично встраивающиеся в одни бизнесы, могут слепо копироваться туда, где они малопригодны. Причем когда наступает фаза анализа и работы над ошибками, вся вина списывается на ИТ-продукт, а не на тех, кто применял его не к месту.

Представители разработчиков ПО признавались, что в таком случае им проще отказать заказчику, чем ставить под удар репутацию продукта и бренда. По их словам, настоящая победа в переговорах — это когда можно убедить клиента отказаться от лишних опций и неподходящих продуктов.

Продолжение материала читайте на сайте realnoevremya.ru
Новости